Автомобили президентов, царей, королей, монархов, императоров
Первые автомобили строились штучно, стоили дорого и воспринимались покупателями как предмет роскоши. Совершенно естественно, что ни одна царствующая особа не обделила вниманием такую игрушку. Автомобиль, как самое передовое достижение своего времени, интересовал и российского императора Николая II, и немецкого кайзера Вильгейма II, и японского монарха Хирохито. Парадный автомобиль прижился и в Америке, и в Великобритании, постепенно вытесняя кареты и лошадей с августейших конюшен. И если спорт улучшал автомобили с технической стороны, то королевские автомобили открывали новые стандарты роскоши и комфорта.
Шло время, менялись представления о комфорте и безопасности, менялись и лимузины. В парадных выездах автомобили постепенно заменяли лошадей. В использовании автомобилей в официальных церемониях приоритет принадлежит американским президентам. Теодор Рузвельт в 1905 году принимал парад в Луис вилле на "Rambler". "Packard Twin-6" использовался на инаугурации президента Уорнера Джи Гардинга и оставался приоритетной маркой до 1939 года, когда Франклин Делано Рузвельт не заказал первый "Lincoln" модели 413В с мягким откидным верхом, который мало отличался от серийного. "Lincoln Cosmopolitan" 1950 года уже был снабжен поручнями, ступеньками, удлинённым задним бампером для размещения охраны и прозрачной крышей. Президент Кеннеди в 1961 году заказал удлинение "Lincoln Continental" официальному поставщику госдепартамента "O''Gara-Hess&Eisenhardt Armoring Co". После расстрела в 1963 году президента Кеннеди в открытом "Lincoln" -- исчезли лимузины-кабриолеты, а лимузины президентов стали бронировать. С середины 20 века за симпатии Белого дома соперничают две марки: Линкольн и Кадиллак. Рейган ездил на Кадиллаке, Буш старший пересел в Линкольн. Билл Клинтон два президентских срока использовал пульман-лимузин "Кадиллак-Флитвуд", после скандала с Моникой Левински заказал новейший пульман-лимузин "Кадиллак Де Виль", но поездить на нём не успел - после выборов автомобиль достался Бушу (см. подробное описание). В новейшей американской истории официальным автомобилем госдепартамента США является "Cadillac".
В придворном гараже российского императора Николая II находилось свыше сорока автомобилей. Были среди них и "Роллс-Ройс 40-50", и "Рено-40", и "Руссо-Балт С24-35", и "Пежо-148" и "Мерседес-Найт" но основу царского парка составляли "Делонэ-Бельвиль". Специальные кузова изготовляла парижская фирма "Кельнер". После революции 1917 года автомобили царского гаража использовались Совнаркомом. В 1918 году Владимир Ленин приезжал на "Рено-40" на завод Михельсона, где на него было совершено покушение. Иосиф Сталин предпочитал американские автомобили, его любимцем был американский "Паккард", по образцу которого, с 1945 по 1958 выпускался советский лимузин "Зис-110". Довоенный "Зис-101" (1936-1939) не удовлетворял амбиции советской партийной верхушки, и она, несмотря на борьбу с мировым империализмом, использовала американские автомобили.
Любимым автомобилем Никиты Хрущёва был "Зил-111Г"(1963-1967), созданный по образцу и подобию "Кадиллак". Леонид Брежнев очень любил автомобили, у него их было больше ста. Нередко, возвращаясь из зарубежных поездок, привозил очередной подарок -- новейший престижный автомобиль. Многие десятилетия официальным автомобилем Советского Союза был ЗИЛ-лимузин разных моделей. Их изготавливали 10-15 шт. в год только для членов политбюро ЦК. Хотя он морально устарел, но не утратил своих позиций и сейчас. Ничтожные объёмы производства определили его цену (около S200000), что превышает стоимость лимузина от Мерседес. Для чиновнников ниже рангом предназначалась "Чайка". Лидеры братских компартий И.Б. Тито и Н.Чаушеску ездили на мерседесах, Э.Хонеккер - на Вольв, Г. Гусак на Татре 613 собственного производства. Абсолютный мировой рекорд среди лимузинов тяжеловесов принадлежит СССР: лимузин ЗИЛ-41047 тянул на 6 с чем-то тонн. Все дело было в 7-сантиметровой броне, защищавшей от покушений тогдашнего президента СССР Михаила Горбачева, который на нем и ездил. Президент России Борис Эльцин, опробовав для выездов в народ московский троллейбус, остановил свой выбор на немецком "Мерседес-Бенц" с кузовом пульман-лимузин на базе модели "S-140". Такой же автомобиль есть и в гараже президента Украины Леонида Кучмы, но используется им очень мало. Владимир Путин предпочитает немецкие автомобили, возможно, сказываются годы жизни, проведённые в Германии. Чаще всего он выезжает лимузине "Мерседес-Бенц S-140", но не брезгует и микроавтобусами "Фольксваген-Каравелла" и "Мерседес-Спринтер". Сейчас трудно представить, после десятилетий противостояния СССР и США, чтобы автомобиль первого лица России был автомобилем американского производства. Президенты Франции традиционно используют автомобили собственного производства - Ситроен и Рено. До второй мировой войны президент Г. Думерг предпочитал роскошную Испано-Сюизу-Н6б франко-испанского производства. Таким же автомобилем пользовался король Испании Альфонсо Х???. После войны лидера вишиского пронемецкого режима маршала Петена, ездившего на Рено, как и главу компании Рено - Луи Рено, осудили за сотрудничество с оккупантами и Елисейский дворец надолго отказался от этой марки. Вскоре машиной ? 1 стал Ситроен. Главу республики Р. Коти возили на довоенной модели Траксьон авант-15СВ, Шарля де Голля - на стандартном ДС. В 1969 году президент пересел на Ситроен стандартной длины с заказным кузовом Шапрон. С Ф. Миттераном во дворец вернулась марка Рено. Его Рено-25 от серийной модели отличалась незначительно. Главы Германии с начала прошлого века тяготели к Дэймлерам. Гитлер не стал нарушать традиций. Еще до его прихода к власти шеф мюнхенского филиала Даймлер-Бенц Верлин наладил с будущим фюрером доверительные отношения, а уже в 1933-м руководители концерна с готовностью одевали партийную форму. Хорьх и даже Майбах на иерхарической автомобильной лестнице рейха стояли ступенькой ниже. Нацистская верхушка ездила на Мерседес-770, в конце 30-х появилась бронированная версия, названная "фюрерваген". После войны, конкурентов за право служить в боннском правительственном гараже у мерседесов уже не было.
С тридцатых годов английские короли ездили на автомобилях "Дэймлер", затем на серийных "роллс-ройсах", но в 50-х годах был заказан специальный лимузин фирме "Роллс-Ройс". Сейчас, в королевских конюшнях Букимгемского дворца, "роллс-ройсы" для официальных выездов королевы. Это "Фантом-IV" 1955 года с кузовом фирмы "Маллинер", два "Фантом-V" 1960 и 1961 года с кузовами фирмы "Парк Уорд", "Фантом-VI" 1978 года. Автомобили с повышенным уровнем крыши, прозрачной сзади, для лучшего обзора подданными, и окрашены в чёрный цвет. Внутренняя отделка выполнена серой кожей, вместо номерных знаков установлены таблички с золотой короной. Во время официальных церемоний дополнительно устанавливаются гербы и штандарты.
В Ватикане первый "папамобиль" ФИАТ-525 появился у Пия Х? в 1929 году. Позже появились Ситроен, Изота-Фраскини и Грехэм-Пейдж. Но больше других прижились Мерседесы - от модели 460-Нюрнбург 30-х годов до современных Гелендевагенов с прозрачной крышей из бронестекла. Все автомобили традиционно отделаны подчёркнуто строго, без роскоши. Внутреннее убранство состоит из одноместного сиденья и столика. В новом стретче папы ИОАННА ПАВЛА II, предоставленном ему "Мерседесом", тоже царит аскетизм: помимо обычных кресел белой кожи особой выделки есть специальный скромный стульчик для молитвы, перед которым установлен образ Мадонны (не певицы).
За симпатии президентов и монархов во все времена шла битва самых именитых автомобильных компаний. Но выбор правителей определяется часто не пристрастиями и капризами, а традициями, лоббированием промышленных групп, наконец политическим рассчетом. Европейскому менталитету больше соответствует Мерседес. Возможно, сказывается географическая близость производителя, может быть удовлетворяют меньшие габаритные размеры, или примешиваются политические соображения. Американские президенты предпочитают ездить на "Кадиллак".
В разные года и в разных странах представители сильных мира сего предпочитали разные марки автомобилей. Очень часто, несмотря на приоритет национальных интересов, их вкусы совпадали. Так, в тридцатых годах, паккарды приобретали короли Норвегии, Египта и Югославии, император Японии Хирохито, президент Мексики Карденас-идель-Рио, президент США Франклин Рузвельт и генеральный секретарь ЦК КПСС Иосиф Сталин.
Когда кузова изготавливались по индивидуальным заказам, слово "лимузин" означало большой, мощный автомобиль с раздельным салоном для водителя и пассажиров. После экономических и послевоенных кризисов выпуск роскошных автомобилей и лимузинов значительно сокращался, фирмы-производители разорялись и уходили в историю. Законы массового производства и конкуренции уже не позволяли рентабельно строить несколько сотен автомобилей в год и привели к постепенному уменьшению габаритных размеров серийных автомобилей. Первые длинные VIP-лимузины появились в Америке в 20-х годах и возили исключительно голливудских звёзд - с вечеринки на вечеринку, на премьеру или кинофестиваль. Автомобили были переделаны из серийных, путём увеличичения колёсной базы в соответствии с запросами клиентов. В 50-х годах возникла потребность в парадных автомобилях большого размера, и их стали изготавливать, удлиняя и дооборудывая серийные автомобили представительского класса в соответствии с нуждами конкретного заказчика. Выпускать лимузины серийно, а не переделывать обычные автомобили, могла позволить себе только одна страна мира - СССР.
Вообще ни в каком другом типе автомобилей так не выражается личность владельца. Какие только заказы не приходится получать лимузинным фирмам! Американская Classic делала кресла с обивкой от ныне покойного Джанни Версаче, сейфы, замаскированные под подушку безопасности, потайные, одному только хозяину известные люки для спиртных напитков и других расслабляющих веществ...
В 9-метровом лимузине ЭЛТОНА ДЖОНА все посвящено музыке: свободное пространство перед задними сиденьями занимает синтезатор. Качество звука удовлетворило певца лишь после установки 11 динамиков (еще один, двенадцатый - в отгороженной стеклом водительской части, чтоб и шоферу не скучно было). МАДОННА же в поездке только слушает: стереосистема в ее 7-метровом "Линкольне" обошлась в $18 тыс. Алле Пугачёвой и Филлипу Киркову не подошёл лимузин на базе Линкольн или Кадиллак - они заказали растянутый 10-метровый Хаммер.